От датчика до решения: как цифровая экосистема делает дороги быстрее и безопаснее

💬 Председатель экспертного совета АНО Центр компетенций «Умный город» Анатолий Курманов рассказал, как данные, алгоритмы и интеллектуальные транспортные системы меняют управление движением в городах и на трассах.
⏩ Умные светофоры: адаптивное управление и реальная польза для трафика
Современные светофоры работают в составе ИТС: собирают данные с детекторов, фиксируют ДТП, прогнозируют трафик и перестраивают фазы движения. «Умность» заключается не в устройстве, а в реакции всей системы.
⏩ Информационные табло: когда помогают, а когда мешают
Информационные табло полезны, когда предупреждают о реальной опасности на дороге.
Длинные текстовые сообщения отвлекают водителей и повышают риски, поэтому навигацию должны обеспечивать стандартные дорожные знаки, а табло — краткие и понятные сигналы.
⏩ Выделенные полосы как элемент ИТС
«Выделенка» становится цифровым регулятором пропускной способности.
Камеры и детекторы контролируют режим, платформы считают эффект, а диспетчерские корректируют работу светофоров под реальный поток.
⏩ Целевые метрики на уровне нацпроекта
В рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» к 2030 году планируется:
— привести в норматив до 85% городских дорог;
— снизить аварийность в 1,5 раза;
— сформировать опорную сеть автодорог по принципу «бесшовной логистики».
⏩ Почему муниципалитетам выгодно оцифровывать дороги
Предсказуемые маршруты повышают качество жизни и снижают логистические риски.
Цифровая инфраструктура одновременно работает на безопасность, удобство и доходы бюджета.
⏩ Пешеходы и велопотоки
Камеры, детекторы и ИИ анализируют пешеходные и велопотоки, выявляют конфликтные точки и заранее предупреждают о рисках.
Этот контур часто интегрирован в системы «Безопасный город».
⏩ Эффект, который видно
Цифровизация ценна тогда, когда у людей меньше лишних поездок, короче ожидание и предсказуемые маршруты.
Именно это показывает, что система работает для человека.